Информационное общество?
Представим себе племя аборигенов, живущее где-нибудь в джунглях в полной изоляции от цивилизованного мира. Это не обезьянья стая – у дикарей есть свой язык, обычаи, мифология и фольклор. У них есть вождь, старейшины, шаман, привилегированные воины и рядовые члены племени, следовательно, перед нами иерархически организованное ОБЩЕСТВО.
Шаман колдует, воины поют боевые песни, а старейшины рассказывают вечерами у костра детишкам сказки, воспитывают и учат полезным навыкам – в обществе есть определенный багаж накопленных за тысячелетия представлений о мире, есть ЗНАНИЕ. Но как обстоит в данном обществе дело с ИНФОРМАЦИЕЙ?
Для дикаря в его родном лесу каждый шорох в траве, каждая сломанная веточка складываются в определенную информационную картину мира, которая расшифровывается посредством полученных знаний и собственного жизненного опыта. От этой способности воспринимать и анализировать информацию в полных опасностей джунглях напрямую зависит жизнь и всего племени, и каждого его члена в отдельности. Итак, наличие знаний, позволяющих обрабатывать информацию – непременное условие существования общества.
Дикарь знает о своих джунглях все, что ему необходимо знать для выживания. Но, поскольку племя живет в изоляции, и знание, и источники информации в данном случае локализованы. Дальнейшее развитие общества невозможно. Когда-нибудь до деревушки в джунглях доберутся белые люди, привезут стеклянные бусы и огненную воду, построят дорогу и нефтепромыслы, и наши папуасы окажутся в ситуации выбора: либо закрыться от нахлынувшей извне информации, что практически нереально, либо по возможности интегрироваться в цивилизацию, стать ИФОРМАЦИОННЫМ ОБЩЕСТВОМ. Что же это такое?
Я не претендую на научность данной работы, а просто постараюсь изложить своими словами, как понимаю данный термин. Информационным мне представляется общество, основные направления развития которого - реализация разного рода инноваций, интеллектуальной собственности, связей с общественностью. Развитие такого общества направлено преимущественно на «прокачку» информационной сферы и подготовку соответствующих специалистов, поэтому особенно велико значение образования.
Не хотелось бы никого обидеть проводимой здесь аналогией с аборигенами. Действительно, в плане цивилизованности они tabula rasa, наше же информационное поле формируется более тысячи лет, начиная с Тьмутараканского камня и письменности Волжской Булгарии, через библиотеки князей и летописные своды, книгопечатание Ивана Федорова, Золотой и Серебряный век русской литературы, через всеобщее обучение в советское время к глобальной сети Интернет и цифровому телевидению. Зато и планку мы себе должны ставить выше, входя в информационное поле не как потребители, а как партнеры, которым и самим есть, что предложить миру. И мы с сожалением должны признать, что до интеграции в мировое информационное пространство на равных с развитыми странами России еще очень и очень далеко. Отставание в техническом отношении, дороговизна предлагаемых услуг, проблемы системы образования и низкий уровень подготовки специалистов, нищета и дикость провинциальной жизни, бессодержательность и вредоносность СМИ, повальное пиратство и мошенничество в информационной сфере – обо всем этом говорится давно, много и с пафосом. Не хочется, но придется повторить и еще одну банальность: прежде чем утолять информационный голод, нужно утолить физический путем повышения уровня жизни широких масс населения. Отметим также, что, во-первых, наивно рассчитывать на помощь западных стран: развивать нас на свою голову никто никогда не будет; во-вторых, никакое, даже самое потрясающее открытие не вытянет российское общество на должный уровень, поскольку в атмосфере торопливого обогащения никто не хочет инвестировать в долгосрочные проекты. Тем не менее, рассмотрим, что же можно и нужно сделать для улучшения ситуации.
Замечаете ли вы, сколько позитива последнее время идет по телевидению касательно повышения уровня рождаемости? Передачи для беременных, плодовитость положительных героинь в сериалах, умильные сообщения в новостях по поводу появления малышей у карликовых бегемотов и больших панд… Это немного забавно, но по существу правильно – наше племя должно преумножаться. Однако простого количественного увеличения населения недостаточно, необходимо качественное увеличение.
Процесс воспитания ребенка в современном обществе требует значительных и долговременных финансовых затрат. Инвестируют средства в этот процесс два субъекта: родители и государство. Российское государство оплачивает рождение ребенка и последующие 1,5 года его содержания. Оно, безусловно, продолжает инвестировать и потом - через снижение подоходного налога, возмещение затрат на дошкольное образование и т.д., но основная финансовая нагрузка на весь оставшийся период ложится все-таки на родителей. Именно от них и их вкладов в ребенка зависит впоследствии прирост рабочей силы – главного экономического ресурса государства. Разумеется, я говорю о полноценной рабочей силе информационного общества – о людях, не просто окончивших школу, но получивших востребованную в обществе специальность, современное профессиональное образование, т.е. им не менее 22 лет. Итак, в расходах на содержание ребенка родители являются основными инвесторами наряду с государством, причем доля родительских инвестиций значительно превышает государственную.
Всякий инвестор, делая вклад в какое-либо предприятие, рассчитывает получить впоследствии прибыль. Государственные инвестиции в ребенка начинают окупаться, когда он начинает работать. Второй главный инвестор – родители – не получает практически ничего. Государство не делится с ними доходами, инвестиции в ребенка не оправдываются, не окупаются. Естественно, многие не хотят участвовать в таком заведомо невыгодном предприятии. Проблема эта существует не только в России, но и в большинстве развитых стран. Возможное ее решение может быть, например, таким: по достижении совершеннолетия ребенка родителям должны поступать проценты с инвестированной суммы.
Как интегрироваться в информационное общество пенсионерам? В дореволюционной России для подавляющего большинства населения вопрос о пенсии не возникал вообще. Крестьянин, ремесленник, пролетарий четко сознавали: они растят и воспитывают детей, чтобы на старости лет не пришлось побираться. Ныне картина вырисовывается следующая. Есть пенсия, которая зависит главным образом от стажа работы и заработной платы и выплачивается из Пенсионного фонда. Официальная позиция по вопросам пенсионных накоплений приблизительно такова: дескать, мы сами должны позаботиться о себе и своей пенсии, и никто не сделает это лучше, чем мы сами. Другими словами, нынешний россиянин, отчисляющий налоги в Пенсионный фонд, наверное, должен обладать способностями Ванги или Нострадамуса, чтобы знать, что будет с управляющей компанией, которой он доверил сбережения, через 20, 30, 40 лет… Или оставить сбережения государству, а как оно обходится с нынешними пенсионерами, можно и не комментировать – и так все ясно. В любом случае пенсия обеспечивается налогами, которые платят работающие граждане, дети и внуки пенсионеров.
Нынешние налогоплательщики родились в советскую эпоху, когда 2 – 3 ребенка в семье были нормой, поэтому баланс между работающими гражданами и пенсионерами пока сохраняется. Но что будет с нашим поколением? Простой пилотный анализ показал, что на 100 моих родственников и знакомых (работающих граждан в возрасте от 25 до 45 лет) приходится 54 ребенка. Откуда же возьмутся налоги на наши пенсии?
Отец семейства и закоренелый холостяк, мать-одиночка и ее бывший супруг, отделывающийся от участия в воспитании ребенка мизерными алиментами, многодетная семья, где считают каждый рубль, и бездетная парочка, живущая в свое удовольствие, – все они в итоге получают пенсию, в которой никак не учитывается количество детей. Это несправедливо, поскольку гражданин, воспитывающий ребенка, вкладывает деньги в его питание, содержание, обучение и пр. и при этом ежемесячно делает отчисления в Пенсионный фонд, т.е. содержит и своих родителей, и бездетных пенсионеров. Пока общество может себе это позволить, потому что баланс сохраняется, но что будет лет через 25? Или Правительство скромно надеется, что мы не доживем до пенсии? А мы вот назло возьмем и доживем. Что тогда делать?
А вот что. Выше говорилось, что вложения в ребенка будут реализованы государством, когда он вырастет и начнет работать. Тогда родитель как основной инвестор капитала в ребенка должен получить и основные дивиденды – таковы законы рыночных отношений. А современное общество противоречиво распределяет блага, не учитывая вложения в детей. Бездетный гражданин тратит зарплату только на себя, не прерывает свою работу на уход за ребенком, больничные, проблемные ситуации и выходит на пенсию с большим стажем, высоким положением, лучшей зарплатой и крепким здоровьем. И получает пенсию больше, чем тот, который вырастил двоих-троих детей. А работать и обеспечивать пенсию обоим будут, естественно, дети второго.
Следовательно, если Правительство действительно стремится к улучшению демографической ситуации, наряду с установлением выплат за рождение ребенка необходимо установить ощутимую доплату к пенсиям за каждого ребенка, которого пенсионер содержал до совершеннолетия (по справедливости – не менее 25%: вырастил четверых детей – пенсия удваивается). Таковы первые этапы развития информационного общества в России.
Далее, необходима грамотная и тактичная пропаганда ценностей информационного общества в СМИ, прежде всего, на телевидении. В первую очередь необходимо улучшить отношение общественности к образованию. Сейчас в ток-шоу и сериалах если и появляются педагоги, то они либо садисты, либо маразматики. А ведь это люди, которым мы доверяем своих детей, и они вправе ожидать уважения и повышения престижа своей профессии! Итак, нужна ответственность массовой культуры за ее содержание.
Должна стать престижной интерактивность как таковая - только тогда можно будет говорить о воспитании полноправных членов информационного общества. К примеру, сейчас если говорят о компьютерных играх не в специализированных передачах и изданиях, то в основном об их вреде. Да и в специализированных комментируют только качество графики и геймплея, а о познавательных и развивающих аспектах - практически ни слова. Пусть будут передачи, где детям расскажут, как надо играть! Пусть покажут лучшие бои, расскажут о стратегиях развития, о возможностях их любимых игр. Думаете, не будет рейтинга? Ошибаетесь! Для многих, очень многих нормальных пацанов и девчонок это куда интересней похождений Сергея Зверева и Ксюши Собчак, «Дома-2» и якобы «образовательных» программ, в основном невежественных и полных вульгарного мистицизма. Пусть будет больше интерактивности не только на музыкальных каналах (типа «поставьте тех-то», «кто любит ТН – пишите мне» и т.д.), а живого общения с писателями, артистами, политиками. И в эти чаты надо зазывать, надо активно рекламировать такой вид общения, всячески повышать его респектабельность.
Пропаганды спорта и здорового образа жизни и в системе образования, и в СМИ сейчас более чем достаточно. Но где пропаганда умственного развития? Для дикаря сила и ловкость, безусловно, жизненно необходимы, но скопище розовощеких идиотов, думающих только о сексе, даже человеческим обществом признать трудно, не то что информационным. К тому же пропаганда здоровья и спорта как высших ценностей не просто глупа, но и вредна. Сколько подростков, решивших поиграть в «ямакаси», потому что это круто и модно, калечатся и убиваются? Сколько доморощенных шварценеггеров подрывают здоровье стероидами? А каков уровень преподавания в спортивных секциях? Откатываешь тренеру – ребенок выступает на соревнованиях, нет – вечно сиди на скамейке запасных. Пусть СМИ расскажут и об этом – спортом надо заниматься по уму. И уж если мы сетуем на то, что школьники и студенты мало читают, что их интеллектуальный уровень понижается, а статистика бытового травматизма растет, то давайте сделаем моду на живопись, литературу, театр. Тем более, что прецедент в истории страны уже был – эпоха Серебряного века.
Наконец, необходима надежная защита интеллектуальной собственности. Это не дело, когда практически в любом магазине на витрине стоят лицензионные диски, а на прилавке лежит то же самое, но «паленое» и в разы дешевле. Какой смысл в такой ситуации сочинять, разрабатывать, издаваться, вообще что-то делать? Да, без пиратов все будет дорого. Это значит, что перед потребителями острее встанет вопрос о выборе качественного, отвечающего их запросам контента. И вновь перед нашим племенем возникает проблема информационного голода. Нужна реклама книг, музыки, фильмов. Вспомните «Ночной дозор» и постоянный вампирский зов с телеэкранов: «Иди в кино»! Вот и пошли - не только поклонники творчества Лукьяненко, но самые широкие слои населения. Так и нужно.
Хочется сказать пару слов и о сделках в информационной сфере. Согласитесь, что сейчас в России нет никакой гарантии, что Интернет-магазин вышлет вам кофточку именно того размера, а боковое зеркальце - именно для такой «Тойоты». Нет гарантии, что вам и вообще хоть что-нибудь вышлют. Почему у нас можно торговать воздухом и ни за что не отвечать, я не знаю, но за границей же Интернет-торговля не просто работает – процветает!
Таким образом, первый значительный шаг на пути России на пути к информационному обществу будет сделан тогда, когда оно станет престижным и привлекательным в глазах самых широких слоев населения. Предпосылки для этого уже есть. Остается проблема развития и воспитания полноправного члена информационного общества.
|